Кому и зачем нужны товары ручной работы?

6 января 2017

Это популярно! Новый тренд в современных мегаполисах по всему миру - товары ручной работы - за последние годы только начал набирать обороты. Сам рынок таких товаров явно нацелен на средний и высший средний класс, как некая альтернатива товарам массового потребления. Это этакий эквивалент и аналог движения 'зелёных', только в потребительском секторе - это модно, дорого и культивируется 'хипстерской' культурой. Вы заметили моду на бороды? Рынок товаров ручной работы имеет те же корни.

В то же время, какую реальную ценность на самом деле представляет из себя этот сектор? Большинство товаров 'handmade', представленных на рынке, не представляют из себя никакой 'добавочной стоимости'. Другими словами, это просто обычные товары, без особого полезного функционала, но сделанные немного более красиво, с претензией на оригинальность. Декорация против функционала, красивая интерьерная штучка против практичной мебели, украшение против драгоценности. Детский велосипед из дерева за 20 тысяч рублей, разделочная доска за 10 тысяч, авторская гитара за 50 тысяч - это всё безмерно красиво, но на самом деле не нужно абсолютно никому.

Давайте смотреть правде в глаза: на что в первую очередь смотрит среднестатистический покупатель? Безусловно на цену! Во вторую, на эстетику и внешний вид товара. В третью, на качество. А вот кто и как этот товар произвёл волнует покупателя в самую последнюю очередь. Китай? Ну и ладно! Все к этому уже давно привыкли. 'Германия? Да ну что вы? Это просто так написано, а на самом деле это тоже Китай. Россия? Бросьте! У нас же давно ничего не производят. Стоит сколько? Что-то дорого! Всё таки лучше Китай.'

Продавцы и производители расскажут вам про ценность ручной работы как таковой, про 'сделано с любовью' и про идеальное качество. К качеству мы вернёмся потом, так как этот фактор как раз имеет свою ценность, а вот первые два - это кому? Безусловно, существует небольшая прослойка идейных покупателей 'handmade', покупающих товары ручной работы ради моды на такие товары. Есть ещё одна категория покупателей, предпочитающих эксклюзивность (ведь товары ручной работы не производятся массово) и готовых платить за это премию. Но большинство, скорее всего, задаст вам вполне оправданный вопрос: 'Зачем мне переплачивать за товар ручной работы?'. Другими словами, любовь и всё такое - это всё хорошо, но люди не готовы платить вам премию только за то, что вы использовали руки вместо станков. Большинство потребителей не волнует, как сделан товар. Из чего - волнует, цена - волнует, а ручная или не ручная работа - не особо. Спорить можно сколько угодно, но это так!

Тем не менее, давайте посмотрим на этот предмет с другой стороны: у товаров ручной работы есть свои преимущества. Да, они не нацелены на массовый рынок. Да, они не производятся с мыслью переманить клиентов ИКЕА, Ашана и условной 'большой и грозной' сети. Их ценность совершенно не в 'любви'. Конечно, у рынка ручной работы есть довольно яркие преимущества и добавочная стоимость, в виде обеспечения ремесленников разного рода работой, развития малого бизнеса в России и прочих замечательных побочных эффектов. Но, опять же, это не имеет к потребителю никакого отношения. Так зачем нам такие товары вообще?

Во-первых, в зависимости от порядочности производителя и уровня мастерства исполнителей, товары ручной работы как правило намного качественнее товаров массового потребления, начиная от материалов и заканчивая каждым швом. В отличие от фабричного, массового производства, хороший ремесленник подходит к своей работе намного более скрупулёзно. Такое понятие как 'брак' практически отсутствует. Разнообразные материалы подбираются с точки зрения эстетики и качества, а не финансовой целесообразности. Это, безусловно, самый большой и жирный плюс.

Зачастую производители товаров ручной работы работают с нишевыми товарами. Другими словами, они производят то, чего по тем или иным причинам не производят массовики или то, что в массовом эквиваленте производится в более низком качестве. Текстиль любого рода, от одежды до постельного белья - великолепный пример! Если вы хотите костюм или платье, которые будут сидеть идеально, их придётся шить на заказ. Персональный подход, вместе с возможностью воплотить любую вашу идею - для людей определенного склада ума это достаточно важный фактор.

По-настоящему качественные товары ручной работы, за исключением предметов искусства, сочетают в себе функциональность и эстетику. Вы получаете на руки товар, сравнимый с массовым что касается практичности, тем временем являясь более приятным на вид, оригинальным и часто эксклюзивным. Опять же, понимаю: где эксклюзив, а где кошелёк? Выбор вроде прост, верно? Цена - это важно, но не для всех. Жить в мире 'в-стиле-ИКЕА' - это грустно. Рано или поздно, решив свои повседневные бытовые вопросы, мы все начинаем стремится к эстетике. Основная целевая аудитория рынка 'handmade' - это люди, который хотят чего-то нового, интересного, немного отличающегося от перенасыщенного однообразной продукцией массового рынка.

Не поймите меня неправильно: фабричное производство - это не всегда плохо, а ручная работа - не всегда хорошо. Опять же, многое зависит от конкретного производителя. Самое главное: ручная работа из талантливых рук ремесленника - это всегда лучше серийного аналога. Правда это практически всегда дороже. Вот этот выбор, лучше или дешевле - этот выбор предстоит делать вам. Мои личные симпатии на стороне персонального подхода, личной ответственности, качества и оригинальности. Удачи!